В начале февраля 2020 года, в рамках нашей работы с Британским Советом по национальному диалогу в сфере высшего образования, шестьдесят преподавателей и сотрудников вузов Узбекистана, государственных академий и Министерства народного образования приняли участие в двухдневном мероприятии, направленном на поддержку и совместное развитие предпринимательской экосистемы вузов. Учреждения Узбекистана разработали индивидуальные стратегии и планы устойчивой поддержки своих студентов и сообществ в сфере креативного предпринимательства и бизнеса. Каждое учреждение определило свою миссию, заинтересованные стороны, которых оно планирует обслуживать, и свой инновационный подход к улучшению трудоустраиваемости выпускников. Министры и заместители министров народного образования, высшего и среднего специального образования и экономики и инновационного развития также приняли участие в мероприятии и одобрили такой подход. Однако сотрудникам вузов сложно понять, зачем нужно такое «отклонение» от основных обязанностей, включающих в себя преподавание и научную деятельность.
Услуги образования, предоставляемые в настоящее время, не соответствуют требованиям к персоналу, которые предъявляют компании, а научные исследования зачастую оторваны от потребностей широкой общественности, и поэтому их воздействие очень ограничено. Ректоры говорят по поводу образования: «Мы не предоставляем студентам качественные услуги; результаты учебной деятельности для выпускников – низкого качества». Лишь 10% молодежи охвачено третичным образованием, и лишь малая часть из них находит себе достойную работу, отвечающую Цели №8 устойчивого развития ООН (ЦУР № 8), т.е. работу на производстве по своему профилю, с достойной оплатой. Содержание учебных программ и планов часто разрабатывается в изолированной среде университета, с незначительным участием производства или вовсе без него, и поэтому они часто оказываются неактуальны или устаревают относительно потребностей производства. Преподавание по учебным планам и программам не помогает в развитии креативности, инноваций и решения проблем; общепринятой нормой является дидактическое преподавание, в котором очень мало внимания уделяется совместному творчеству или обучению, и их почти нет в учебных программах и планах. Эти системные вопросы со стороны предложения показывают лишь половину картины; другая половина находится со стороны спроса, т.е. наличия качественных рабочих мест и возможностей для соответствующих кандидатов.
Тенденция 1: Получение знаний отдельным человеком больше не является ключевой задачей
Не так давно человек мог оставаться в курсе новшеств во всех сферах. Говорят, что Аристотель был последним человеком, который знал все обо всем. Рост массива знаний за счет развития технологий, междисциплинарной работы и моделирования ускоряется экспоненциально. Сейчас скорость накопления знаний слишком высока для того, чтобы какой-то отдельный человек или организация могли успевать все это усваивать, и с каждым днем разрыв в объеме знаний и возможности их усвоения растет. Для подготовки научных докладов, таких как о создании бозона Хиггса в лаборатории адронного коллайдера Европейской организации по ядерным исследованиям в Женеве, может потребоваться 5 тыс. ученых . Университет с предпринимательской направленностью может помочь своим студентам получить дополнительные навыки, которые помогут им эффективно сотрудничать, быть креативными и мыслить критически, чтобы развивать сети знаний и наращивать собственный потенциал. Образование сегодня в большей степени направлено на навыки и знания, а не просто на знания, но, тем не менее, именно знания остаются ключевым компонентом, поскольку их наличие легче измерить (посредством эссе, экзаменов, докладов и т.п.), а развитие навыков представляет собой ту сферу, в которой нужно больше концентрации и целенаправленной работы.
Некоторые инновации, которые нужны нашему обществу, где-то уже существуют.
Семнадцать Целей устойчивого развития больше не являются проблемами технических разработок: для их достижения нужно комплексное системное мышление, решение междисциплинарных задач. Отдельные пилотные решения для достижения этих целей уже существуют; но причины, почему эти цели еще не достигнуты, лежат в социальном, пространственном и временном неравенствах. Например, нарушения в цепочке поставок из-за пандемии COVID-19 могут привести к нестабильности и ненадежности в будущем, а увеличение потребления электроэнергии и износ инфраструктуры означают, что системы энергоснабжения все больше перегружаются.
Для того, чтобы решать проблемы и в текущий момент, и в будущем, недостаточно одних лишь прекрасных идей какого-то отдельного человека: результаты новейших исследований показывают, что для увеличения числа рабочих мест в период до 2030 года будет особенно важна креативность . Она включает в себя определенное поведение, такое как стремление к решению проблем и готовность действовать; такие характеристики, как уверенность в себе и упорство, а также навыки, помогающие распознать открывающиеся возможности и умение убеждать . Университет с предпринимательским уклоном может помочь своим студентам научиться междисциплинарному сотрудничеству, демонстрировать креативность и изобретательность и наращивать свои навыки лидерства и решения проблем.
Тенденция 2: Изменения в подходах к найму сотрудников
Мы также наблюдаем изменения в методах найма сотрудников в некоторых из ведущих университетов мира. В рамках нашей работы с руководителем отдела карьеры и трудоустройства одного из ведущих университетов Великобритании (King’s College London) мы выяснили, что в 2016 году одна из международных фирм, предоставляющих услуги профессионального обучения, приняла на свою программу обучения бухгалтеров множество выпускников факультетов истории – больше, чем выпускников любого иного факультета. Очевидно, учебные программы и планы факультетов истории снабдили их важными навыками и характеристиками, которые очень полезны бухгалтерам крупных международных компаний. Эти навыки включают в себя аналитическое мышление, внимание к деталям, тщательный анализ причинно-следственных связей и само-мотивацию (см. полный список здесь ). Фирмы были готовы обучить этих новых сотрудников бухгалтерии, как отдельной дисциплине; они в первую очередь были заинтересованы в определенном отношении к работе, в критическом мышлении (навыки), а не в знании конкретного предмета (знание). Вот уже в течение длительного времени ведущие банки нанимают математиков, физиков и компьютерных инженеров на должности специалистов в сфере торговли. Банки ищут талант и потенциал, а конкретной дисциплине – в данном случае корпоративным финансам и торговому финансированию – можно научить. Университет с предпринимательским уклоном может помочь своим студентам, преподавая свои предметные дисциплины таким образом, чтобы развивать любознательность, аналитическое мышление, внимание к деталям и умение мотивировать себя.
Тенденция 3: Правительства стран всего мира активно поддерживают стартапы как средство для создания рабочих мест
В развитых странах рабочие места создаются в секторе малого и среднего бизнеса (МСБ), поскольку именно они являются движущим фактором для будущего развития. Крупные предприятия, если только они не растут очень быстро, поскольку у них постоянно есть потребность в сокращении кадров. В свою очередь, рост сектора МСБ поддерживается динамичными, хорошо финансируемыми и жизнеспособными стартапами, которые ищут новые возможности для расширения деятельности. Страны с развитой экономикой оценили важность потенциала этого сектора для роста и обеспечения занятости. Работая посредством местных органов власти, университетов и корпораций, эти страны поддерживают и создают многоэтапные программы поддержки для взращивания и развития стартапов. В Великобритании каждый год запускается свыше 600 тысяч новых компаний, и часть из них затем расширяется. Как говорится в пословице, каждая большая компания когда-то была маленьким стартапом и маленькой компанией (если это не государственное предприятие и не монополист). В странах с развитой экономикой наблюдаются процветающие предпринимательские экосистемы. Университет с упором на предпринимательство может сыграть важнейшую роль в поддержке создания стартапов на своей базе, привлечь поддержку и финансирование от местных органов власти, центрального правительства и крупных компаний. Эти стартапы могут быть основаны на исследовательских проектах университета, которые были коммерциализированны; они могут принадлежать выпускникам и студентам, которых призывают и поощряют развивать свои концепции и идеи и самостоятельно развивать свою карьеру.
Тенденция 4: Опыт управления или работы в стартапах помогает получить навыки, очень востребованные в XXI веке
Не все стартапы становятся успешными со своей изначальной идеей: некоторые находят другие возможности для своего развития, а другие просто закрываются. Однако в этом случае неудача относится лишь к предприятию, а не к его владельцу. Предприятия с высоким уровнем роста ценят предпринимательский склад ума и предпочитают людей, у которых раньше были стартапы, людям с опытом работы в компаниях. Мы видим, как современные компании с высоким уровнем роста, такие как Google, Amazon и Airbnb, постоянно берут на работу людей, у которых были стартапы. Университет с уклоном в предпринимательство может сыграть важную роль, помогая своим выпускникам создавать новые стартапы, апробируя их на рынке и предоставляя им безопасное пространство для экспериментов, построения связей с инвесторами и развития.
Университет с предпринимательским уклоном может готовить студентов к будущему.
Университет с предпринимательским уклоном – это учреждение, которое интегрирует в свою культуру и программы преподавание навыков предпринимательства и образование в сфере предпринимательства и может показать значительное воздействие на региональном или национальном уровне. Он является частью стратегии системы высшего образования и активно создает среду, поддерживающую развитие предпринимательского менталитета и поведения в своих сотрудниках, студентах и выпускниках, в то же время обеспечивая поддержку идей и инноваций, необходимую для их успешного развития. Предпринимательские навыки в самом широком смысле представляют собой создание и применение идей , применимых в практических условиях, в рамках проекта или инициативы, которые можно использовать во всех сферах образования и профессиональной деятельности. Предпринимательское образование – применение этих навыков в рамках новых предприятий для создания культурных, социальных или экономических ценностей и, возможно, для создания нового бизнеса. Университеты с предпринимательским уклоном включают предпринимательство в свои учебные программы и планы; все предметы, вне зависимости от их характера, преподаются так, чтобы развивать эти навыки. Также создаются специальные центры по поддержке предпринимательства, куда приглашают студентов, обучают их созданию идей для стартапов и инкубации перспективных идей, на основе которых можно создать предприятие. Помимо студентов, также предоставляется поддержка персоналу в том, чтобы результаты их научной работы становились интеллектуальной собственностью и коммерциализировались, принося выгоду этим сотрудникам, учреждению и обществу в целом.
Заключение:
2020 год в Узбекистане был провозглашен Годом развития науки, образования и цифровой экономики. Сейчас, когда доступны цифровые технологии, у студентов есть доступ ко всему миру знаний. При помощи поддержки и содействия внешних агентств, таких как Британский Совет и подобных организаций из других стран, эти университеты могут предоставлять своим студентам тщательно подобранную ценную информацию. Университеты с предпринимательским уклоном также могут создавать для этих студентов среду, поддерживающую сотрудничество, построение международных контактов и развитие лидерских навыков для создания благ. Будущее уже здесь: некоторые университеты уже приняли этот вызов и ускоряют развитие будущего своих студентов. Университеты с предпринимательским уклоном дают своим студентам навыки для трудоустройства и знания, необходимые для работы в 21 веке.
Биографии авторов.
Вирен Лалл – управляющий директор ChangeSchool и международный специалист высокого уровня по образованию с уклоном в предпринимательство и институциональной трансформации. ChangeSchool London – одно из самых быстро растущих британских международных образовательных учреждений, и его программы для руководящих сотрудников и преподавательского состава предлагаются в 22 странах. Научные сотрудники и преподаватели 101 международного университета приняли участие в их программах повышения квалификации.
Гурприт Джагпал недавно был назначен проректором по бизнесу и предпринимательству в Суффолкском университете. Он был президентом Ассоциации предпринимательского образования Великобритании (Enterprise Educators UK (EEUK)), национального органа по распространению передовой практики в сфере предпринимательского образования. В этих ролях он помог Лондонскому университету Саут Бэнк стать «Лучшим предпринимательским университетом года» по версии издания Times, а университету Западной Англии (UWE) – войти в список передовых предпринимательских университетов.
Авторы совместно внедрили программы лидерства для руководства в развивающихся университетах с предпринимательским уклоном в Колумбии, Грузии и шести странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.