Элянора Менглиева
Каждый учитель имеет свои открытия и уникальный опыт, наработанный годами. Придя к этому выводу, Элянора Менглиева решила создать платформу, где педагоги смогут помочь друг другу путём обмена таким опытом.
Эта идея родилась во многом благодаря возможности пройти магистерский курс в Великобритании при содействии Фонда Хорнби и Британского Совета, который вот уже более 25 лет успешно работает в Узбекистане. Став в 2018 году победителем престижной грантовой программы Hornby Educational Trust, Элянора Менглиева поступила в магистратуру престижного Уо́рикского университета (University of Warwick) в городе Ковентри (Coventry), Великобритания.
Темой её магистерской диссертации стало «Формирующее оценивание в университетах Узбекистана: взгляды и восприятие учителей английского языка». Исследуя алгоритмы преподавания и оценивания английского языка в Узбекистане, магистр Уо́рикского университета пришла к выводу, что отечественные педагоги хорошо осведомлены о теории различных подходов к оцениванию студентов, но практически не используют эти подходы в своей практике. Главным методом оценивания студентов при этом остаётся «суммативное» оценивание, которое не ориентировано на сам процесс обучения и не информирует о методике и учебных программах преподавателей.
«К сожалению, многие учителя предпочитают «суммативное» оценивание – то есть ставят в конце семестра оценку 5 или 4 или ставят баллы. При этом совершенно не учитывается сам процесс изучения английского языка студентов в течение семестра, их нацеленность на обучение, текущие успехи. Оценка даётся непосредственно за результат сдачи экзамена, когда человеку может помешать элементарное волнение», - отмечает исследователь.
В результате, Менглиева всё больше задумывалась о том, как помочь педагогам использовать альтернативные методы оценивания. И с января 2020 года это желание воплотилось в реальные тренинги в рамках созданной Сети исследователей учителей английского языка в Узбекистане – NETRUZ. Проект реализуется при поддержке Британского Совета и Hornby Trust.
Безусловно, одному человеку не под силу справится с задачей проведения обучения и налаживания опыта с участием любых заинтересованных учителей английского языка по всей стране. Созданная онлайн платформа и проводимые тренинги абсолютно бесплатны для участников, а в их число входят учителя ВУЗов, школ, обучающих курсов и даже те, кто преподаёт английский дошкольникам. Поэтому важной частью проекта Эляноры Менглиевой является подготовка менторов – из числа тех заинтересованных педагогов, которые наиболее активно представляют свой опыт и наработки в преподавании другим коллегам в NETRUZ.
Анализ собственных успешных методик в преподавании – одно из главных условий участия в NETRUZ. Педагоги, умеющие исследовать свой собственный успешный опыт, развивающие в своей практике лучшее из него, хорошо осваивают и, главное, начинают применять на практике, и лучшее из международных практик, в частности, в оценивании студентов.
Почему это так важно? Как считает Элянора, оценивание должно стать для студента не итогом, а дорогой к дальнейшему совершенствованию и тех, кто учится, и тех, кто преподаёт.
Например, такой метод, как проектное оценивание, когда группе студентов задают проект, над которым им необходимо вместе и работать, и получать оценку.
«Такой процесс, нацеленный на то, чтобы они работали и сдавали свой проект вместе - для меня, как педагога, это более ценно. Потому что выйдя на работу эти студенты будут больше готовы к реальному миру, к той предстоящей деятельности, где им также предстоит командная работа над проектами. То есть, сегодня применение альтернативных методов оценивания просто необходимо, в том числе, для лучшей подготовки к реальности наших выпускников».
Всё больше понимают это и сами учителя, свидетельством чему является растущая популярность тренингов в рамках NETRUZ по использованию альтернативных методов оценивая. При этом обучение подкрепляется примерами реальной практики – педагоги активно делятся новым опытом по своему применению этих методов.
Например, методом «самоооценивания навыков» (self-assessment), когда, скажем, после написания сочинения можно дать студенту задание самому оценить свою работу. Удивительно, но в реальности учащиеся способны подойти к такой самооценке даже критичнее, чем педагог. Оценка перестает быть методом наказания или поощрения, она становится способом познания и понимания – чего ожидает учитель, давая определенное задание, на достижение каких совместных целей оно направлено.
«Эти методы, разнообразные, более интересные и результативные, определяются современным общим понятием «формативное или формирующее оценивание». И суть его применения – новое знание, которое в течение этой оценки, получает не только студент, но и учитель».
На платформе NETRUZ для учителей создана возможность бесплатно повысить свою квалификацию в сферах альтернативных методов оценивания (alternative assessment), разработка материалов на основе лингвистических корпусов, проведение исследований в классе, а также делиться собственным передовым опытом, уже полученным в этих направлениях.
Исследования, проведенные во время обучения в Уо́рикском университете помогли нашей героине это понять, грантовая поддержка Британского Совета и Hornby Trust дали возможность сделать планы реальностью. И это не случайно, ведь знакомство Эляноры Менглиевой с работой Британского Совета началось еще в годы обучения в Узбекском государственном университете мировых языков в 2008-2012 годах, где осуществлено немало совместных проектов с целью совершенствования преподавания английского языка в стране. Как и многие студенты, Элянора принимала участие в совместных семинарах УзГУМЯ и Британского совета. Далее в процессе своей педагогической деятельности было также немало пересечений по линии ряда проектов.
Особенно тесное участие Эляноры Менглиевой в проектах Британского Совета началось с 2016 года, когда она перешла на работу в Головной научно-методический центр по организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Узбекистана. В частности, появился опыт работы ассистентом национального проектного координатора в проекте Британского Совета ИМОП: «Интернационализация и модернизация образовательных процессов в системе высшего образования Узбекистана». Начав сотрудничать в проекте в 2018 году, молодой педагог получила интересный опыт и знания по успешной интеграции лучшего международного опыта по модернизации и интернационализации образовательных процессов в вузах.
Безусловно, постоянная нацеленность на познание нового и привела нашу героиню к успешной возможности участия в грантовой программы Hornby, к дальнейшей исследовательской работе в рамках магистерской защиты, к собственному проекту, который нацелен на поддержку таких же пытливых, небезразличных и всегда готовых к применению нового и лучшего, как и сама Элянора Менглиева.
«Так или иначе поддержка Британского Совета, его интересные проекты, возможность участия в них оказали огромное влияние на мою жизнь и профессиональное развитие. Сегодня я стараюсь передать то, что сумела поучить сама другим коллегам и рада, что это не только получается, но и происходит уже с командой единомышленников!».