Нодира Исамухамедова
Можно ли живя и работая в Канаде, продолжать способствовать развитию английского языка в Узбекистане? Как показывает пример Нодиры Исамухамедовой - можно, особенно, если полюбить свою профессию педагога тебе помог Британский Совет.
Сегодня Нодира Нурпулатовна – старший преподаватель по онлайн образованию канадской организации Polycultural Immigrant and Community Centre. Эта образовательная программа направлена на повышение уровня владения английским языком среди тех, кто иммигрировал в Канаду, и спонсируется государством. А найти своё место среди канадских специалистов, по мнению педагога, ей помог большой опыт участия в проектах Британского Совета в Узбекистане, ставших настоящей профессиональной и жизненной школой. Живя сегодня в Торонто, Нодира Исамухамедова также продолжает вносить свой вклад в развитие преподавания в Узбекистане, организовав в 2019 году группу в соцсетях, куда сегодня входят порядка 7 тысяч преподавателей английского языка и не только. Но об этом чуть позже.
А началось всё еще в студенческие годы в 1998 году, когда Нодира ходила в библиотеку Британского Совета в Ташкенте, интересуясь новыми знаниями для обучения английскому языку, для развития своих навыков. Закончив через год обучение на переводческом факультете УзГУМЯ, начав преподавать английский язык, она продолжала в той же библиотеке уже искать материалы для своих уроков. Поэтому, в чём-то закономерно, что этот путь постоянных самостоятельных поисков нового открыл для молодого педагога и новые возможности.
«В 2004 году я увидела в Британском Совете объявление, о возможности участия в грантовой программе Hornby Educational Trust. Я подала заявку, прошла необходимые этапы и стала счастливой обладательницей этого гранта, получила шанс обучиться в магистратуре University of Leeds в Великобритании».
Эту значимую победу Нодира Исамухамедова называет везением. Везением, за которым стоит постоянный поиск новых знаний, научная работа молодого педагога, его интересные идеи. Свою магистерскую работу она посвятила исследованию проблем в преподавании письменной речи для студентов, используя собственный опыт работы в УзГУМЯ, и разработке программы для развития этого направления. Кстати, и сегодня, как 15 лет назад, Нодира Нурпулатовна уверена, что именно письменная речь является «наиболее уязвимой точкой для студентов и преподавателей».
Год учёбы в Великобритании многое изменил в молодом педагоге и главное в этих изменениях – осознание, что избранная профессия преподавателя английского языка – это не только выбор, но и любовь всей жизни.
«За время обучения в Англии, у меня во многом поменялось мировоззрение, возникло совсем другое восприятие своей профессии, я влюбилась в свою профессию, именно обучаясь там».
После Великобритании молодой педагог, обладающий таким исследовательским потенциалом, был приглашён к участию в проектах Британского Совета.
«Первым проектом, в который я сразу влилась после возвращения в 2005 году, стал English Reform: INSETT project по разработке Программы для повышения квалификации преподавателей английского языка».
Занимаясь разработкой материалов, проводя тренинги, которые исчислялись десятками, став затем координатором проекта, Нодира Исамухамедова и сама проходила ту уникальную школу Британского Совета, которая во многом сформировала её. Итогом проекта, который был реализован совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, стала обновленная методика повышения квалификации учителей английского языка, которая сегодня принята и используется в высшем образовании страны.
Параллельно шло участие и в других проектах Британского Совета, в том числе с 2008 года в PRESETT, целью которого являлась реформирование учебной программы на уровне бакалавриата филологических ВУЗов страны. Эта обновленная, разработанная с учетом лучшего мирового опыта программа сегодня применяется во всех 18-ти учебных заведениях Узбекистана, где идет подготовка учителей английского языка.
«Кроме того, с 2007 года я участвовала в проекте Encouraging Learner Autonomy, который был региональным, - для стран Центральной и Южной Азии. Это очень интересный проект по развитию навыков самостоятельного обучения английскому языку. В то время библиотеки при отделениях Британского Совета в разных странах выполняли и роль Центров по самостоятельному языковому обучению, где сотрудники были и консультантами в данной области. И в рамках проекта мы разрабатывали учебные пособия для этих консультантов и обучающихся».
Этот опыт привёл Нодиру Исамухамедову и к собственному проекту - по развитию курсов самостоятельного обучения уже в ВУЗах Узбекистана. Он был поддержан Фондом Hornby.
«Мы с моей коллегой разработали программу курсов и внедряли её, также предлагали внедрять другим. В наше время это актуально, потому что многие студенты не имеют навыков именно самостоятельного обучения. Кроме того, не всегда есть правильное понимание и со стороны преподавателей, о том что такое самостоятельная работа. Проект был успешным, до сих пор во многих ВУЗах им пользуются, преподают эти навыки самостоятельного обучения, слышим много позитивных отзывов».
Сегодня, наверное, большинство людей понимает, что самостоятельное обучение включает в себя онлайн навыки. За время пандемии с 2020 года эти навыки помогли многим и сохранить работу, и продолжить совершенствование обучения, квалификации. Наша героиня, совместно с другими, продвигала эти навыки для педагогов и студентов еще раньше – посредством этих проектов самостоятельного обучения и кому-то это облегчило переход к онлайн деятельности, которая более чем на год была продиктована условиями пандемии.
Поэтому, не удивительно, что переехав с 2011 года в Канаду, она продолжила своё участие в проектах Британского Совета – уже в онлайн режиме. Кроме того, получив там много от этой организации, продолжая отвечать на вопросы от бывших участников тренингов, Нодира Исамухамедова чувствовала свою востребованность в Узбекистане даже, находясь в другой стране.
«С 2019 года я открыла в фэйсбуке группу для учителей английского языка из Узбекистана. На сегодняшний день у нас более 7 тысяч активных участников. В их числе – учителя, которые работают сегодня, и которые работали раньше, те зарубежные эксперты, которые обучали педагогов Узбекистана, а также соотечественники, которые, как я, работают за рубежом, но поддерживают связь. Мы обмениваемся опытом, проводим различные мероприятия. С марта 2020 года я открыла как бы новое направление в нашей группе Mentor Hub и мы проводим вебинары для учителей английского языка, уже организовано около 100 вебинаров. Британский Совет также оказывает поддержку этой деятельности, предлагая своих экспертов, а также проводя обучения для нас – тех, кто ведет эту группу. Или, скажем, предоставляя призы для победителей конкурсов, которые были нами организованы к Дню учителя в прошлом году».
Очевидно, что посвящать столько времени волонтерскому, по сути, проекту, сможет далеко не каждый. Стимулом в этой нелегкой работе для Нодиры Исамухамедовой является результат, возможность видеть как растут в своей профессии её коллеги, ведь в каждом вебинаре, а все они бесплатные, участвуют до 100 учителей. Кроме того, записи этих образовательных онлайн занятий все желающие могут в любое время посмотреть на ютуб канале.
«Цель - предоставить возможность преподавателям английского языка получать информацию о современных методах, подходах, обмениваться опытом и не только с отечественными, но и зарубежными коллегами. Привлекаем различных экспертов, проводим мероприятия и вебинары в сотрудничестве с разными организациями в Узбекистане – Британским Советом, Посольством США в стране, издательством Macmillan, журнал Active Learning and Teaching of Foreign Languages in Uzbekistan, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования им. А. Авлони, Northeastern Illinois University, филиал Российского Университета нефти и газа им.Губкина в Ташкенте, УзГУМЯ, и ряд ВУЗов Узбекистана. К нам поступают интересные предложения о проведении совместных проектов, вебинаров, просьбы о рекомендации экспертов».
Нодира Нурпулатовна считает, что получила очень многое от сотрудничества с Британским Советом и теперь она сама может вдохновить учителей, причём не только английского языка, но и других предметов, на позитивные изменения в своей жизни, на профессиональное совершенствование. Современная методика преподавания любых дисциплин имеет общую основу и потому сегодня уже есть ряд вебинаров, которые проводятся на узбекском и русском языках, чтобы их аудиторией могли стать учителя математики, биологии, физики, других направлений.
«Думаю, это выражение моей социальной ответственности. То чего я достигла, я получила благодаря Британскому Совету, работа в его проектах сформировала мои профессиональные качества и навыки. Сегодня я стараюсь также внести свой вклад в формирование других, как бы отдавая другим то, что получила сама, или как это звучит по-английски giving back to the community.
Считая, что Британский Совет сыграл огромную роль в её судьбе, в год 25-летия его работы в Узбекистане Нодира Исамухамедова высказывает самые искренние пожелания.
«Дальнейших успехов в работе, ждем новых интересных, полезных, успешных и устойчивых проектов в Узбекистане. Желаю Британскому Совету надежных партнеров, с которыми и дальше можно воплощать в Узбекистане свои намеченные цели».