Нодира Шаабасова

Успешное трудоустройство молодежи – это один из главных результатов проектов Британского Совета для консультанта по туризму Нодиры Шаабасовой. 

Она принимала участие в трёх проектах и началось это сотрудничество, для тогда заведующей кафедрой специальных дисциплин Юнусабадского колледжа туризма, в 2013 году, когда колледж стал одной из пилотных площадок реализации проекта «Английский для сферы туризма». Затем Нодира Ходжиакбаровна принимала также участие в проектах «Навыки для туризма» и «Навыки для трудоустройства».

Безусловно, в первом проекте основной упор был сделан на обновление подходов к изучению английского языка, который является одним из основных факторов успеха в туристической сфере. Особое значение придавалось развитию навыков разговорной речи.

«Навык, именно разговорного английского, помогал ребятам преодолевать имевшийся барьер в общении. Ведь раньше, даже те, кто имел достаточно хорошие теоретические знания в иностранном языке, не умели применять его в практических условиях. То есть зачастую молодые специалисты туристической сферы при встречах с зарубежными туристами не могли с ними полноценно контактировать», - отмечает Н. Шаабасова.

В ходе проекта в языковом обучении начинают применять игровые ситуации, моделируя то, что реально встречается в гостиничном и ресторанном бизнесе, в целом в туристической сфере. И проработанные сцены диалогов, симуляция различных ситуаций, ролевые игры дали возможность студентам уверенно себя чувствовать уже в ходе производственной практики, быть инициативными, как это и полагается в сфере туризма.

«В проекте, который длился 3 года, приняли участие колледжи туризма 4 регионов Узбекистана, мы представляли Ташкент. В результате был большой показатель трудоустройства выпускников этих колледжей в сфере туризма, а также их поступления в вузы. Более того, до сих пор многие из этих выпускников работают и, главное, успешно, именно по своему направлению - в международных туристических организациях, туроператорских компаниях, ресторанах, гостиницах, аэропортах», - с гордостью отмечает эксперт.

По признанию Нодиры Ходжиакбаровны, первый проект многое дал не только студентам, но и педагогам. «Мы узнали о важности взаимосвязи обучения, семьи и производства, о необходимости разрабатывать и применять эту взаимосвязь в системе нашей работы. Большую роль в этом сыграло общение с ведущими зарубежными экспертами, такими, как Джейн Норман, Кейт Тетли и другие». 

Участие в еще двух проектах Британского Совета также укрепили и развили понимание необходимости подготовки специалистов, которые не просто обладают знаниями, но и соответствуют условиям современного рынка труда.

«В ходе проектов мы научились анализировать рынок труда и выявлять – какие знания, навыки конкретной профессии понадобятся выпускнику в работе, а какие устаревают. Стало очевидно, что будущие кадры просто необходимо готовить на основании серьезного анализа рынка труда, в том числе, учёта мнения работодателей. Иначе вернёмся к той системе, когда после обучения выпускник многое знает, но практически ничего не умеет».

Будущие специалисты с самого начала получили понимание эстетики внешнего вида представителей туристической сферы, тонкостей общения с туристами, гостями, клиентами, самых различных принятых стандартов в этой увлекательной и ответственной области. 

«Самое большое внимание в ходе проекта было уделено навыкам и компетенциям. Ну, скажем, тому, что гостя в туристической сфере любой страны принято встречать с улыбкой, приветливо, уважительно, такой навык является обязательным. И то, что студенты хорошо усвоили такие необходимые навыки, подтверждали хорошие отзывы о тех выпускниках».

Успеху выпускников в дальнейшей работе, считает педагог, помогли многие знания, освоенные в ходе проекта. Например, навык командной работы, умение организации и проведения различных ивент мероприятий. «Студенты проводили различные вечера, торжества, мероприятия, учились быть в этом инициативными, креативно подходить к их организации. Также оттачивали свои переводческие навыки, принимая участие, в частности, в заседании ШОС в Ташкенте, других международных форумах.  Эти выпускники в рамках своей специализации «Организатор туристской деятельности» получали сразу четыре профессии: туроператор, тур-агент, экскурсовод и тур-аниматор, что также расширяло их возможности для устройства на работу».

Понимание важности профессиональных стандартов, оценки компетенций помогло в дальнейшем применению полученных навыков не только для подготовки специалистов в сфере туризма, но и других сфер, в числе которых энергетика, строительство, сельское хозяйство.

В рамках проекта «Навыки для трудоустройства» (2018–2020 годы) шла работа по разработке профессиональных стандартов, которая велась совместно с работодателями, и с учётом требований рынка труда. Также разрабатывались необходимые документы и рекомендации для развития навыков презентации, написания резюме, подготовке пакета документов для тех, кто планирует трудоустраиваться. 

«И разработка учебных программ для подготовки специалистов должна вестись на основании анализа востребованности навыков и знаний в каждой конкретной сфере. Есть общие стандарты и есть те, которые касаются конкретной сферы. В рамках проекта разработки таких учебных программ велись экспертными группами. Таким образом, различные проекты Британского Совета ориентированы, прежде всего, на поддержку успешной деятельности человека, его адаптации на рабочем месте в кратчайшие сроки. Скажем, чтобы наши выпускники после 2–3 недель внутренних тренингов на новом рабочем месте, могли продуктивно работать», - резюмирует Нодира Шаабасова.

«Это очень продуктивные проекты, и я желаю в год 25-летия деятельности Британского Совета в Узбекистане продолжать эту работу и дальше, вовлекая в неё всё новых и новых местных специалистов, делая еще больший вклад в развитие нашей молодёжи!».