«Художник не может выйти на пенсию. Это способ жизни, и ему нет конца».

- Генри Мур

Exhibition catalogue extracts

«Генри Мур, седьмой из восьми детей Раймонда Спенсера Мура и его жены Мэри, родился в Каслфорде в графстве Западный Йоркшир 30 июля 1898 г.»

«Мур учился во втором классе, в школе стала преподавать живопись Алиса Гостлик, ставшая его другом и наставником на заре творческого пути». […] «Успешно сдав в шестнадцать лет школьные экзамены, Генри Мур собрался поступать в местный колледж искусств, но отец, отличавшийся практичностью, настоял, чтобы он пошёл по стопам старшей сестры и стал учителем.»

Великая война

Вскоре настал и его час: в восемнадцать лет Генри Мур был зачислен в 15-й батальон Лондонского полка (собственного полка принца Уэльского).

«Несмотря на плотный график воинской учёбы, Мур находил время посещать Британский музей и Национальную галерею в Лондоне, однако вскоре полк был отправлен во Францию для участия в крупномасштабном наступлении под Камбре, которое должно было стать решающей битвой в Первой мировой войне. […] Подобно многим своим товарищам, Мур получил отравление газами, и на этом его активное участие в войне закончилось.»

«После двух месяцев лечения в Кардиффе Мур служил инструктором по физической подготовке и позже вернулся во Францию, но к тому времени война уже закончилась. Он вернулся к преподаванию в Каслфорде, но быстро понял, что работа учителя не для него. Как ветеран войны, он получил стипендию для обучения в Школе искусств в Лидсе, куда ездил на занятия каждое утро на поезде, а вечером возвращался домой в Каслфорд. В Лидсе не было наставника для скульпторов, но Мур настаивал, что хочет учиться, и преподаватель был назначен. В конце второго года обучения Мур выиграл стипендию для обучения в Королевском колледже искусств в Лондоне.»

«Музействование» в Лондоне

«Начался период активных творческих исканий художника. Его обуревала жажда знаний и поток идей, многие из которых оседали на страницах записных книжек, сохранившихся до сегодняшнего дня. […] Мур изучал экспозиции музея Виктории и Альберта, галереи Тейт, но чаще всего посещал Британский музей, где проштудировал всю коллекцию скульптуры ацтеков. Он называл это «музействованием».

В 1928 г. он познакомился с Ириной Радецкой, которая училась там живописи, и через год женился на ней. Супруги поселились в доме 11А на Паркхилл-Роуд в Хэмпстеде с небольшой студией на первом этаже и такой же маленькой квартирой наверху, где прожили десять лет».

Первый заказ и критика

«В эти десять лет Генри Мур был активно вовлечён в художественную жизнь Лондона. Первой заказанной ему работой стал скульптурный рельеф «Западный ветер» для нового административного здания Службы лондонского транспорта и станции метро «Сент-Джеймс-Парк». Первая персональная выставка Мура […] открылась в галерее Уоррен в 1928 г., а следующая прошла […] в 1931 г. в Лестерских галереях».

«Отклики, однако, не всегда были благоприятными. Художественный критик газеты «Морнинг Пост» первым поднял голос возмущения: «В руках г-на Мура торжествует культ уродства. Он откровенно презирает естественную красоту женщин и детей, лишая даже камень его природной ценности как средства эстетического и эмоционального выражения».

«Кампанию критики продолжил непосредственный начальник Генри Мура в Королевском колледже, надеявшийся освободить место для своего человека. […] Мур решил не упорствовать и отказался продлевать свой контракт с Королевским колледжем. Он поступил на работу в Школу искусств в Челси, где возобновил классы скульптуры, и преподавал там два дня в неделю вплоть до 1940 г.»

Вторая мировая война

«В октябре 1940 г. […] Мур с женой перебрались в Перри Грин, маленькую деревушку в графстве Хертфордшир, на полпути между Лондоном и Кембриджем. Там им и суждено было прожить до конца своих дней, причем со временем Мур расширял границы имения и строил новые мастерские.

В начале 1940-х Совещательный комитет по делам художников войны, во главе которого тогда стоял Кеннет Кларк, в то время директор лондонской Национальной галереи, начал покупать рисунки Мура, где были изображены люди, укрывавшиеся от бомбежек в лондонской подземке. Эти работы, наряду с более поздними рисунками, выполненными в угольных шахтах, относятся к числу величайших достижений мастера. […]

Первая ретроспективная выставка Мура прошла в Лидсе в 1941 г. В том же году он получил заказ на «Мадонну с младенцем» для церкви Св. Матфея в Нортгемптоне. В 1945 г. он был удостоен первой почетной докторской степени в университете Лидса. Его дочь Мэри родилась в 1946 г. – в год первой ретроспективной выставки за рубежом, в Музее современного искусства в Нью-Йорке».

Всемирное признание

«То, что поносилось критикой в 1930-х, стало восхваляться в 1950-х – 1960-х. Почести, награды, почетные степени, заказы и премии хлынули лавиной. Международные премии за лучшую скульптуру 24 Венецианской Биеннале в 1948 году и Второй биеннале искусства в Сан-Паулу в 1953, Орден кавалеров почёта в 1955 и орден «За заслуги» в 1963, премия Эразма в 1968 и Госларская премия в 1975 – вот лишь несколько примеров из более чем 70 наград, полученных от дюжины стран.

В то же время возрастал и спрос на его выставки, причём увеличивалось не только их количество, но и масштаб. К концу семидесятых устраивалось в среднем не менее 40 выставок в год, от совсем небольших (например, несколько графических работ в школе или в сельском клубе) до галерейных показов и передвижных выставок, которые организовывались в более отдаленных уголках мира Британским Советом».

Фонд Генри Мура

«В 1986 году, за несколько лет до ухода из жизни, Мур передал своё имение в Перри Грин вместе со всеми мастерскими, домами и постройками в бессрочное владение Фонду Генри Мура. Этот фонд, основанный в 1977 году «с целью просвещения широкой публики, привития ей интереса к изящным искусствам и, в частности, к творчеству Генри Мура», верен энтузиазму свого создателя, который стремился разделить свою любовь к скульптуре и привлечь как можно больше людей.»