Фируза Абдурахимова

Художественный руководитель и дирижер узбекского камерного оркестра народных инструментов «Согдиана» и профессор государственной консерватории.

Усилившиеся в мире интеграционные процессы и активное взаимодействие различных культур определили основную деятельность Узбекского камерного оркестра народных инструментов «Согдиана», созданного в 1991 году. В 1999 году я обратилась в Британский Совет с просьбой помочь найти коллектив из Великобритании,  который мог бы вместе с оркестром «Согдиана» выступить на одной сцене. Как сейчас помню, доброжелательность  директора Майкла Мура и сотрудников Британского Совета, их понимание значимости совместной деятельности узбекских и британских музыкантов дали возможность начать активно работать в этом направлении. 

Мне сразу предложили немаленькую стопку записей  шотландских, ирландских и английских групп, одна из которых сразу привлекла мое внимание своим ярким мелодическим языком, необычностью гармонического оформления, богатством  и колоритностью  тембров музыкальных инструментов.  Это была  шотландская  фолк-рок группа  “Iron Horse”. Не теряя времени, сотрудники Британского Совета помогли найти её и связаться с  музыкантами. Через некоторое время в Ташкент приехал один из ведущих исполнителей  ансамбля, композитор Гэвин Марвик. Вместе мы выбрали шотландские произведения для нотации и инструментовки, и предложили ряд узбекских мелодий, которые Гэвин увёз с собой. Началась совместная серьёзная работа на расстоянии тысяч километров, где в роли связующего начала выступил Британский Совет.

В  конце февраля 2002 года мы встречали в Ташкенте группу “Iron Horse” и Энни Грэйс, известную  исполнительницу на шотландской волынке и певицу. В течение десяти дней с утра до вечера мы упорно трудились в студии, превращая проделанную на расстоянии работу в музыку. Мы вникали в сочетание народной и рок музыки, британцы знакомились со спецификой исполнения узбекской музыки. Наш совместный проект был назван «Интерфолк». Первый концерт состоялся  7 марта 2002 года в Самарканде. Всё было для слушателей необычно:  на одной сцене находились представители очень далёких друг от друга культур и различные инструменты; у музыкантов был различный внешний вид и манера игры. Но когда  в едином порыве  в зал  полились звуки ная, кошная, волынки, старинной  виолы,  рубабов, дутаров, ударных инструментов, все  замерли. Это была её Величество Музыка, которая не знает ни национальных, ни территориальных границ.  Музыка объединила всех нас: и музыкантов и слушателей. 

На следующий день  мы выступали в концертном зале «Туркистон» в Ташкенте. Зал был переполнен, люди слушали стоя. Это был подлинный триумф настоящей Музыки. Энни Грейс покорила всех своей «Колыбельной», а также прекрасной  игрой на волынке. Гэвин Марвик специально написал для этого проекта произведение  “Northern Сross Rising”, которое до сих пор находится в нашем репертуаре, и всегда пользуется успехом у слушателей. У всех вызвал восторг прекрасное исполнение узбекской музыки  британскими музыкантами, как и выступление наших певцов: Севары Назархан и Равшана Намазова  в сопровождении международного оркестра.

Еще раз хотелось бы отметить – не будь поддержки Британского Совета, активной помощи его сотрудников во главе с  Мартином Дэвидсоном, проект «Интерфолк» не мог бы быть реализован. Совместная работа оркестра «Согдиана» и фолк-рок группы «Ironhorse» еще раз показала,  что совместные усилия могут привести к рождению новых культурных явлений, могут объединить людей во имя лучшего на Земле.

Пользуясь возможностью, от имени камерного оркестра национальных инструментов «Согдиана», хочу выразить признательность Британскому  Совету  за все усилия, вложенные в развитие  дружественных отношений между Узбекистаном и Великобританией и поздравить всех сотрудников Совета с 20-летием их деятельности в нашей стране, пожелать им здоровья и дальнейших успехов!