Боб и Роберта Смит – это псевдоним художника Патрика Брилла. Родился в 1963 г. в Лондоне. Изучал изобразительное искусство в Университете Рединга, а затем в Колледже Голдсмита в Лондоне. С 2009 г. по 2013 г. был художником – попечителем Галереи Тэйт, и на данный момент является попечителем Национальной Компании по Искусству и председателем Национального Общества по Образованию в области Искусства и Дизайна. В 2013 г. художник был избран членом Королевской Академии. Последние выставки и работы: Yorkshire Sculpture Park, 2015; Butler Gallery, Килкенни, 2013; Plymouth Arts Centre, 2013; Fourth Plinth: Contemporary Monument, Лондон, 2012; Pierogi Gallery, Нью-Йорк, 2011; Beaconsfield, Лондон, 2009, Tate Britain, Лондон, 2009. Смит живет и работает в Лондоне.
Боб и Роберта Смит (1958 – )
Работы Смита, отличающиеся разоблачительным юмором, охватывают широкий спектр направлений – живопись, перформанс, музыка и даже кулинария. Многие прошлые проекты и перформансы художника происходили с привлечением к участию других людей, что позволяло провести параллели с популярным в 1960-х гг. движением Fluxus. «Я верю в Джозефа Мэлларда Тернера» (I Believe in Joseph Mallard William Turner) является одной из многочисленных работ-фраз художника, начинающихся со слов «Я верю в…» (‘I believe in’). В данном случае художник объявлял о своей вере в знаменитого британского художника XVIII-XIX веков Дж. М. У. Тернера (JMW Turner). Здесь Смит обыгрывает имя Тернера, которое пишется обычно только с инициалами: в средней части имени он заменяет «о» на «а» (Mallard вместо Mallord), таким образом, создавая малапропизм – «mallard» в английском языке обозначает самый распространенный вид дикой утки. Смит дурачится, как бы пытаясь вызвать соответствующую реакцию зрителя своими действиями, одновременно и превозносящими имя Тернера и насмехающимися над ним. Используя плоский, написанный красками текст в качестве забавного инструмента прямого воздействия, Смит вновь поднимает острый вопрос современности о релевантности изобразительного искусства как средства. Художник создавал таблички с надписями потому, что, по его словам, он «верит в Людей и их созидательные возможности».
Таблички Смита являются одновременно скульптурами и перформансами. «Я верю в Джозефа Мэлларда Уильяма Тернера», представляет собой обыкновенную табличку, просто лежащую на полу – намек на двусторонний рекламный щит на плечах «человека-рекламы» или вывеску магазина, которые сейчас уже не используются. В создании своих работ Смит любит использовать бытовые предметы, и поэтому надписи сделаны на кусках дерева, найденных на улицах. Смит обрабатывает поверхность досок наждачной бумагой и грунтует белой краской, после чего наносит на нее разноцветные яркие буквы. Беспорядочное расположение букв делает надписи веселыми, а заглавные буквы, отбрасывающие тени, являются распространенной печатной техникой, при которой буквы кажутся рельефными и напоминают вывески на ярмарках и тексты в комиксах. Вот что сказал Смит в своем интервью в 1997 г.: «В Англии о человеке слишком часто судят по занимаемой им должности, а мы, на мой взгляд, должны судить о людях по той реальности, которую они хотят возвести вокруг себя, по тому, что им нравится, а не по тому, что приносит доход».